Мозаичное убранство Спаса-на-крови


В марте 1881 года, террорист Гриневицкий, взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра II, возвращавшегося с парада. Уже через полмесяца на месте убийства возникла временная часовня, а вскоре был объявлен конкурс на проект храма-памятника.

Девятиглавый храм Воскресения Христова (Спаса на крови) был заложен в1883 г. Спустя 12 лет приступили к внутреннему убранству.  Выполненые на высочайшем уровне мозаики почти сплошь покрывают внутренность храма и поражают своим художественным единством.


В 1934  храм был закрыт, снят с государственной охраны и предназначен на снос. До 1956 г в здание находились мастерские, картофелехранилище и склад декораций.
Только к концу 20 века храм отреставрировали и сегодня он открыт для всех желающих. Оформление храма включает в себя обширнейшее собрание русской мозаики, богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, отличающихся высоким мастерством исполнения.


Мозаичные орнаменты храма гармонично переходят в мозаичные иконы, и в обрамлении цветного поделочного камня стен, иконостаса и киотов, а также мозаичного мраморного пола представляют собой редкое по красоте зрелище.  Площадь мозаичного покрытия почти 7 тыс. кв. м.

 
В создании мозаик приняли участие Академия художеств, ряд зарубежных фирм, а также частная фирма Фроловых.   
Работа велась группой мозаичистов Г.Ф.Батюшковым, В.С.Кузнецовым, И.М.Барановым, М.А.Петровым. Их одаренность и различная манера исполнения нашли свое отражение в многочисленных композициях.

 
Часть мозаик выполнена в традициях византийской иконописи. Есть мозаики в стиле модерн. Отдельную группу составляют изумительные по цвету и рисунку мозаичные орнаменты, объединяющие композиции в яркий красочный «ковер». 
Мозаики набирались обратным (Венецианским) способом, рассчитанным на масштабные композиции для восприятия с большого расстояния.


Интересно решен образ Христа южного киота. Колорит мозаики светел. Бледно-жемчужные тона трудно воспроизводились в мозаике. Но благодаря им работа эффектно выделяется на фоне темно-розового орлеца киота.


Мозаики на северной стене, в арочном проеме алтаря, посвящены эпизодам земной жизни Христа. Им свойственны лаконизм и яркость красок, придающие мозаикам выразительность.
Лик Христа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необычайно притягателен. Четко очерченный силуэт Христа на голубом фоне подчеркивает плоскостность изображения и создает яркий монументальный образ.


На увеличенном фрагменте иконы видно как сделана мозаика. Думаю, специалисты даже смогут определить камни, которые использовались в ней.


Мозаичный пол.